ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «АБРАМЦЕВО» – НАЧАЛО ПУТИ
Вдохновение в каждом мгновении
Всероссийский конкурс журналистов «Абрамцево в сердце моём!»
Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь её избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти.
— Анри Картье-Брессон, фотограф
От «пустоши Обрамково» в день сегодняшний
В середине января 2018 года Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево» и Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) организовали медиатур «От «пустоши Обрамково» в день сегодняшний». Путешествие состоялось в рамках проекта АРС-ПРЕСС "Узнаем Россию вместе!". На родину шедевров – в Абрамцево – приехали журналисты из различных уголков страны: Мордовии, Чувашии, Кировской, Ростовской, Рязанской, Свердловской, Челябинской, Ярославской, Самарской и Тюменской областей. Республику Коми в поездке посчастливилось представлять мне.

Невероятно красивое село Сергиево-Посадского района впервые упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича в 1504 году как Обрамова. В XVI веке эту территорию стали называть «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Обрамково
– довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале XIX века, стало называться Абрамцево.

Государственный музей-заповедник «Абрамцево» как историко-художественный и литературный центр был образован в 1920 г. В 30-е гг. в национализированном имении был устроен дом отдыха для работников культуры, а в 40-е гг. – госпиталь. С 1947 г. усадьба снова стала наполовину музеем, наполовину санаторием Академии наук. Всю территорию усадьбы музей обрел в 1977 г.

На территории современного Абрамцева расположились десяток строений, каждое со своей историей. Все они теперь музеи. Здесь собраны уникальные коллекции живописи, рисунков, икон, печатной графики, рукописей, редких книг, скульптуры, русских изразцов XVII – XVIII вв., а также мебель, фарфор, стекло, мемориальная фотография и фонотека XVIII ­– XIX вв.
Мгновения
1
Главный усадебный дом
2
Мастерская
3
Кухня


4
«Избушка на курьих ножках»
5
Церковь Спаса Нерукотворного
6
Дуб
Мы свой музей очень любим, и поэтому нам хотелось бы, чтобы наша любовь передалась и вам!

Елена Воронина, директор Музея-заповедника «Абрамцево»
Мгновение 1
Главный усадебный дом (1760-е годы)
Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке Обрамково принадлежало помещику Волынскому, а в середине XVIII века – роду Головиных. Тогда и была устроена первая барская усадьба. В 1843 г. большой господский дом приобрел русский писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало «особенной истории» Абрамцева. Здесь писатель создал свои лучшие произведения и знаменитую сказку «Аленький цветочек».

Аксаков был образованным человеком и его дом с удовольствием посещал цвет культурной жизни России: И. Тургенев, Н. Гоголь, М. Щепкин, М. Погодин и многие другие.

В кругу семьи Аксаковых часто бывает Н. Гоголь. Селят его в мезонине, в самой светлой комнате, где он периодически творит. Именно здесь в августе 1849 г. он впервые читает неизданный, а в последствии сожженный второй том «Мертвых душ». Сергей Тимофеевич и Николай Васильевич были близкими друзьями. Известие о смерти Гоголя сильно подкосила главу семьи: он начал больше болеть и с трудом справлялся с работой. В этот период Аксаков пишет
книгу «История моего знакомства с Гоголем».

В 1870 г. после смерти Аксакова имение приобрел влюбленный в искусство промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Обустраивая и обновляя усадьбу, он старался максимально сохранить «Аксаковский дух». Ремонт был завершен через 10 лет, в 1880 г. За это время возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.

Савва Мамонтов был большой ценитель и знаток искусства и помогал молодым талантам. Многие годы в его имении отдыхали и работали лучшие художники тех лет: И. Репин, В. Суриков, брат с сестрой Поленовы, братья Васнецовы, И. Левитан, М. Врубель, К. Коровин. Приезжали сюда музыканты и актеры, например, Ф. Шаляпин. Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов – «Девочку с персиками», Михаил Нестеров – «Видение отроку Варфоломею».
В 1878 г. в поместье был образован Абрамцевский художественный кружок. В нем собирались деятели, стремившиеся к развитию русского национального искусства. Их опорой было изучение народного творчества. Прямо в усадьбе чертились оригинальные архитектурные проекты, создавались живописные полотна, возрождалось старорусское гончарство, ставились новаторские спектакли.

Главный дом, в котором жили Аксаковы и Мамонтовы и гостили их творческие друзья, – это двухэтажное деревянное здание с двумя флигелями. Сегодня в нем обустроен музей, где сохранена обстановка барского дома: мебель, картины, созданные в усадьбе, книги, печь,
покрытая изразцами, сделанными Врубелем. Здесь можно увидеть картины Серова, Репина, Врубеля и других художников-гостей Мамонтова.

В 1900 г. С. Мамонтов разорился и жизнь в усадьбе надолго замерла. Только после Великой Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево снова привлекло к себе внимание – возле усадьбы раскинулся Ново-Абрамцевский поселок. В нем жили и создавали свои творения выдающиеся художники советского времени: П. Кончаловский, В. Мухина, И. Грабарь, Б. Иогансон, Р. Фальк, И. Машков, А. Шмаринов, В. Горяев, мастера, которые продолжили лучшие традиции Абрамцевского художественного кружка.
Гренадер

Игрушечный деревянный солдат, изображенный в левом углу картины "Девочка с персиками" – изделие сергиево-посадских кустарей. Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Валентин Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

Мгновение 2
Мастерская (1873 год)
В 1873 г. по проекту архитектора Виктора Гартмана на месте разобранного аксаковского флигеля было построено одноэтажное деревянное здание – экспериментальная художественная мастерская. Строение включает в себя жилую пристройку с низкой, почти плоской крышей, где располагаются две комнаты и скульптурная мастерская с высоким потолком без перекрытий, которая освещается широким окном во всю стену с восточной стороны и слуховыми окнами на крыше.

Интересно, что обитатели Абрамцева не слишком тепло приняли архитектуру мастерской. Так, Савва Иванович Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отмечал: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а все дело поручил своему десятнику Громову,
который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…».

При Мамонтовых в мастерской работали В. Васнецов и И. Репин, летом гостили В. Серов и И. Остроухов, а в 1920-х гг. жила семья художника П. Кончаловского.

Но наибольший вклад внесли художник большого декоративного таланта, один из самых выдающихся представителей русского искусства конца XIX – начала XX вв. Михаил Врубель и химик-технолог по образованию, молодой и одаренный энтузиаст керамики Петр Ваулин. Вместе они поднимут это «утилитарное ремесло» до уровня настоящего искусства, потому что именно тогда в традиционной скульптуре появится цвет во всем его великолепии.
Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: волшебная алхимия Ваулина превратила поверхность керамики в красочную драгоценность. Тонкая, полупрозрачная пленка, в которой присутствуют и золото, и серебро, и медь, и платина, придает им после обжига металлических отблеск и сказочное сияние.

В 1896 г. С. Мамонтов приобрел участок в Москве и построил завод по производству майолики. И тогда же сюда из усадьбы была перенесена керамическая мастерская, получившая название гончарный завод «Абрамцево». Продукция завода пользовалась успехом. Здесь была создана знаменитая врубелевская «Принцесса Греза» – самое известное керамическое панно Москвы, украшающее фасад гостиницы «Метрополь», панно К. Коровина на темы Русского Севера для Ярославского
вокзала, майоликовые фризы по эскизу В. Васнецова для Третьяковской галереи. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. С. Мамонтов был награжден золотой медалью, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель получил золотую медаль за свои майоликовые работы, как художник – за камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», и за скульптуры по сюжетам опер.

В настоящее время здесь выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской, созданной в 1889-1890 гг., и произведения М. Врубеля – керамическая сюита «Снегурочка», «Египтянка», декоративные вазы, изразцы для печей. Экспозиция «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника "Абрамцево"» действует на постоянной основе.
Жизнь коротка, искусство вечно!

Савва Мамонтов, промышленник и меценат

Мгновение 3
Кухня (1870 год)
Рядом с мастерской расположена кухня, построенная в 1870 году. Изначально на этом месте находилась старая пристройка, созданная по распоряжению Аксакова. Затем усадьбу приобрели Мамонтовы. Некоторое время, пока шел ремонт главного дома, они использовали помещение, как жилое. Позже, после окончания работ, старая пристройка была переоборудована в кухню и жилые комнаты для прислуги. В 1880-х годах кухню и усадебный дом соединяла крытая галерея. Она была разрушена в 1930-х годах.
Сегодня здание бывшей кухни занимает экспозиция русского народного искусства. Среди экспонатов – предметы крестьянского быта конца XIX века, мебель и примеры домовой деревянной резьбы. В основном, все экспонаты были собраны последними владельцами Абрамцева и их друзьями, так называемым «Мамонтовским кружком», в который входили: Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Федор Шаляпин и др. Также здесь представлены экспонаты, появившиеся в коллекции уже в ХХ веке.
Абрамцевская коллекция представлена разными губерниями: Архангельской, Вологодской, Московской. Среди основных экспонатов – образцы архитектурной резьбы. Самый первый предмет, вошедший в коллекцию – фасадная резная доска с красивой резьбой – был найдет в деревне Репихово художниками Репиным и Поленовым. Впоследствии многие собранные солонки, чайницы, резные ларчики часто повторялись в столярной мастерской.

Во втором зале представлены предметы крестьянского обихода: ковши, солоницы, бураки, прялки, набивные доски,
сундуки, игрушки и большая коллекция прялок для льна или шерсти. Основной орнамент на изделиях – символы неба и земли. Отдельное внимание заслуживает коллекция козьмодемьянских ковшей-черпаков XVII века. На рукоятках ковшей стрельцы-ремесленники изображали конька, который движением согнутых ног вращал диск солнца. Ковши можно сравнить с плывущей древней ладьей. «Конь» и «Птица» в мифологии древних славян – это слуги солнечного божества, которые влекли светило днем по небосводу, а ночью – по подводному пути.
Мы ищем, главным образом, вдохновения и образов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предмет их обихода, стараясь, разумеется, отбрасывать иноземную новейшую прививку.

– Елена Поленова, русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, сестра художника Василия Поленова

Мгновение 4
«Избушка на курьих ножках» (1883 год)
У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них В. Васнецов спроектировал беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный и фантастический вид. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.

Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества. Несмотря на то, что другие постройки усадьбы находятся
совсем недалеко, кажется, что она стоит в глухом лесу, и из него вот-вот выйдет Баба Яга.

Жена Саввы Мамонтова – Елизавета Григорьевна – была женщиной с большим сердцем. В 1871 г., когда в Абрамцеве разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян. Благодаря ей в деревне строится первая школа, проработавшая впоследствии 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению. Елизавета Григорьевна же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного.
Тут русский дух, тут Русью пахнет. Все мрачно, седые ели наклонили свои ветви, как бы с почтением вслушиваясь в отрывистый жалобный визг сов, которые сидят и летают тут десятками. Это чудное создание, не имеющее себе равных по эпической фантазии.

– Михаил Нестеров, художник

Мгновение 5
Церковь Спаса Нерукотворного (1881-1892 годы)
Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в стиле псковско-новгородского зодчества в 1881–1882 гг. Церковь украшена резным орнаментом и считается первым произведением русского модерна. Строили ее «всем миром», долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спаса на Нередице. Над внутренним убранством работали все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Вместе с ними, совершенно не гнушаясь тяжелого труда, творил на стройке по вечерам и по праздникам и сам Савва Мамонтов. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.

А началось все с того, что в 1880 г. река Воря, на которой стоит Абрамцево, разлилась и жители окрестных деревень не могли попасть на пасхальную службу в ближайшие церкви, поэтому пришли в усадьбу, зная, что там будет вестись служба. Тогда абрамцевскому кружку и пришла мысль построить храм. В конце мая 1881 г. сделали закладку, а на следующий год храм был уже готов.

– Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно,
воодушевленно, – писал Васнецов. – Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, т. к. вел в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял.

Первоначально проект церкви создал В. Поленов. Работы продолжил В. Васнецов, в то время увлекавшийся архитектурой московских, ярославских и ростовских церквей. Он переработал проект Поленова, сделав храм более гармоничным и изящным. К концу июля 1881 г. были возведены стены и крыша. От поленовского проекта остался западный фасад, выполненный в виде звонницы.
В орнаменте на валике, обрамляющем вход в церковь, множество изображений с христианской символикой: Агнец, олицетворяющий Христа, голова осла, напоминающая о торжественном въезде Христа в Иерусалим. Отречение Петра символизирует петух. Здесь же символы евангелистов: ангел, лев, орел и телец. Лик Спаса Нерукотворного над входом принадлежит кисти Поленова.

Внутреннее убранство церкви выполнено также по эскизам Поленова: иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Иконостас сделан двухъярусным, как было принято в древности на Руси и долго сохранялось на Русском Севере. Здесь можно увидеть и традиционные иконы, собранные членами Абрамцевского кружка, и авторские работы: «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. Неврева, «Сергий
Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Поленова, «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Поленовой. Васнецов расписал клиросы изображениями цветов и бабочек и выложил мозаичный пол, который первоначально был залит цементом и резко выделялся на фоне белоснежных стен храма.

В 1882 году церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного. В 1892 году была поставлена печь работы М. Врубеля. В 1891 году, после смерти Андрея, сына С. Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и сам Савва Иванович Мамонтов (1918). В памятные для Абрамцева дни здесь по-прежнему проходят богослужения.
Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны, человека глубоко религиозного. В. Д. Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями.

– воспоминания Виктора Васнецова

Мгновение 6
Могучий красавец-дуб
Настоящее царь-дерево, высокий величественный дуб приводит в восторг всех гостей Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедник «Абрамцево». Это историческое дерево и одна из главных «живых» достопримечательностей усадьбы. В разное время им восхищались великие русские писатели и художники. Под его раскидистой сенью гуляли Гоголь, Тургенев, Щепкин, Репин, Васнецов, Врубель, Левитан, Суриков, Поленов…
Одна из самых известных работ, запечатлевших абрамцевские дубы, – это картина В. Васнецова «Дубовая роща в Абрамцеве», написанная в 1883 году и ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Дубы в Абрамцеве писали также и В. Серов, и И. Остроухов.

До недавнего времени считалось, что дубу около 300 лет, однако обследование дерева, проведенное в октябре 2013 года специалистами Центра древесных экспертиз, показало, что дереву 243 года.
Дерево немо, а вежеству учит!

– русская пословица

Голосуем за главный дуб России!

В октябре абрамцевский дуб, значащийся в Национальном реестре старовозрастных деревьев России под №255, стал победителем конкурса «Российское дерево года 2018». Открытое голосование проходило на сайте Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» www.rosdrevo.ru. А уже в начале 2019 года самый главный дуб России примет участие в голосовании на сайте www.treeoftheyear.org и поборется за победу в Европейском конкурсе.
В этом году Абрамцево отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века это место является приютом и примером для творческих людей, вдохновляя их и питая особой энергетикой. Здесь всегда много посетителей. О музее написано невероятное количество литературных и научных исследований. Сотни журналистов со всего мира приезжают сюда, чтобы лучше узнать русскую историю и познакомиться с великой культурой. И каждый из них делится впечатлениями по-разному.
Мне хотелось попробовать отразить свой взгляд на погружение в мир прекрасного в лонгриде – современном мультимедийном формате – и передать то, что я увидела, через множество фотографий. Потому что иногда простой снимок может рассказать намного больше, а кажущиеся, на первый взгляд, незначительными моменты, оказываются самыми драгоценными мгновениями, которые вдохновляют всю жизнь.
Анна Манюк
Республика Коми, г. Сыктывкар
Член Союза журналистов России, партнер АРС-ПРЕСС, учусь видеть невидимое и делать невозможное
2018 г.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website